На предыдущую страницу

«Дом — это машина для жилья» (Ле Корбюзье)

Ле Корбюзье

Шарль Эдуар Жаннере-Гри родился 6 октября 1887 года в Швейцарии, в городе Ла Шо-де-Фон, расположенном во франкоязычном кантоне Нёвшатель. Ле Корбюзье был вторым ребенком в семье, отец посвятил себя ремеслу часовщика-эмальера, мать преподавала игру на фортепиано. В 13 лет поступил в Школу искусств в Ла Шо-де-Фон, где учился декоративно-прикладному искусству у преподавателя Шарля Леплатенье, параллельно с этим Эдуар Жаннере начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом и гравировать крышки часов. Свой первый архитектурный проект будущий Ле Корбюзье начал в 18 лет, не без помощи профессионального архитектора. Результатом работы стал жилой дом, построенный для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы. По окончании строительства на заработанные деньги Эдуар Жаннере совершил свою первую образовательную поездку — в Италию, Австрию и Францию. В 1914 он открыл свою первую архитектурную мастерскую в Ла Шо-де-Фон, где работал преподавателем в Школе искусств. Переезд Эдуара Жаннере в Париж ознаменовал новый этап в его творческой жизни, знакомство с парижскими художниками Браком, Пикассо, Грисом, Липшицем, позже с Фернаном Леже, побуждает его заняться живописью, которая вскоре становится его второй профессией. Организовав в 1919 году при поддержке влиятельных друзей философско-художественный журнал-обозрение «Эспри Нуво», Ле Корбюзье (именно в период работы в архитектурном отделе журнала он и берет себе этот псевдоним) впервые публикует «Пять отправных точек современной архитектуры», которые и становятся своеобразным сводом правил новейшей архитектуры:

1. Столбы-опоры. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, при этом освобождается место под жилыми помещениями — для сада или стоянки автомобиля.

2. Плоские крыши-террасы. Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком под ней Корбюзье предлагал устраивать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха.

3. Свободная планировка. Поскольку стены больше не являются несущими (в связи с применением железобетонного каркаса), внутреннее пространство полностью от них освобождается. В результате внутреннюю планировку можно организовать с гораздо большей эффективностью.

4. Ленточные окна. Благодаря каркасной конструкции, окна можно сделать практически любой величины и конфигурации, в том числе свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла.

5. Свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома (буквально у Корбюзье: свободно расположены внутри помещений). Наружные стены могут при этом быть из любого материала — легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы.

 

По отдельности подобные приемы использовались архитекторами и до Корбюзье, он же, произведя тщательный отбор, объединил их в систему и начал последовательно применять. В 1920-х годах, когда язык новой архитектуры только еще формировался, эти «пять отправных точек архитектуры» для многих молодых архитекторов «нового движения» стали действительно «отправным пунктом» в их творчестве, а для некоторых и своеобразным профессиональным кредо. Ле Корбюзье активно занимается проектами, которые можно назвать новым видением города будущего, он развивает совершенно новые градостроительные концепции. Основная идея проектов заключалась в том, чтобы посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них современную систему автомобильных дорог — при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения именно в этих проектах Корбюзье проявил себя как последовательный урбанист. Ключевыми проектами, которые принесли ему всемирную известность, стали: вилла Савой в Пуасси (1929), вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Горш. В этих постройках проявляется фирменный почерк автора, в основе которого лежит кодекс «Пять отправных точек современной архитектуры».

К началу 30-х годов Ле Корбюзье становится широко известным, он начинает получать крупные заказы. Не обошлось и без предложений со стороны Москвы: он участвует в конкурсе на здание Наркомлегпрома (Дом Центросоюза) в Москве, которое затем и было построено (1928–1933). Центросоюз явился совершенно новым, по сути, беспрецедентным для Европы примером решения современного делового здания. Все э то время Ле Корбюзье много путешествует, он посещает США, читает лекции в крупнейших университетах страны. Ле Корбюзье был одним из основателей международных конгрессов СIAM — съездов современных архитекторов разных стран, объединенных идеей обновления архитектуры; его теории легли в основу «Афинской хартии», принятой IV Международным конгрессом современной архитектуры (1933) и используются до сих пор в современной архитектуре. В период второй мировой войны с 1940 по 1947 год, ввиду отсутствия заказов, Корбюзье занимался теорией, рисовал, писал книги. После освобождения во Франции начались восстановительные работы и Корбюзье был приглашен властями для участия в них как проектировщик-градостроитель. Им были также выполнены проекты по реконструкции таких городов как: Сен-Дьё (Сен-Дьё-де-Вож, 1945) и Ла-Рошель (1946). В начале 50-х годов Корбюзье уходит от аскетизма и пуристской сдержанности, его обновленный почерк отличается богатством пластических форм и фактурной обработкой поверхностей.

Ярчайший пример новой творческой волны — это Марсельский блок (1947–1952), многоквартирный жилой дом в Марселе, где Корбюзье использовал стандартизированные квартиры «дуплекс» (в двух уровнях) с лоджиями, выходящими на обе стороны дома. Изначально Марсельский блок был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания (своего рода коммуна). Внутри здания — в середине по его высоте — расположен общественный комплекс услуг: кафетерий, библиотека, почта, продуктовые магазины и прочее. Подобные «жилые единицы» (частично видоизмененные) были возведены позже во французских городах Нант-Резé (1955), Мо (1960), Брие-ан-Форе (1961), Фирмини (1968), а также в Западном Берлине (1957). Именно в этих постройках воплотилась идея «Лучезарного города» Корбюзье — города, благоприятного для существования человека. В эти же годы он приступает к осуществлению самого масштабного проекта своей жизни — проекта новой столицы штата Пенджаб, города Чандигарх по приглашению индийских властей. Строительство Чандигарха курировал Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Индии. В проектировании также принимала участие большая группа индийских архитекторов во главе с М. Н. Шарма. Оценки этого градостроительного эксперимента диаметрально противоположны, но факт остается фактом: в самой Индии Чандигарх считается сегодня одним из самых удобных и красивых городов.

Корбюзье скончался в 1965 году в возрасте 78 лет, на мысе Кап-Мартин, у Средиземного моря, где он жил в своем летнем домике Le Cabanon. Это крошечная резидеция, служившая ему долгое время местом отдыха и работы, представляет собой своеобразный образец минимального жилища по Корбюзье. Помимо архитектурного наследия, Корбюзье оставил после себя множество произведений пластического искусства и дизайна — картин, скульптур, графических работ, а также образцов мебели.

 

По материалам Википедии.



Защита авторских прав на содержание данной страницы производится компанией Copyscape

Rambler's Top100

Яндекс.Метрика


© 2000–2012 Проект Профи Девелопмент, все права защищены. Любое использование текстовых и графических
материалов, а также элементов дизайна сайта может осуществляться только с письменного разрешения компании
Проект Профи Девелопмент.