Вширь и вверх — выбор комодаКомод узнаваем всегда, в какую бы из сторон он ни «развивался». «Символ мещанства», «образец функциональности», «один из самых древнейших предметов мебели» — всё это о нём, об обычном комоде. Вглубь истории уходят корни его происхождения. С самыми новаторскими разработками дизайнером связано его будущее. А вначале был... Обыкновенный сундук — это предок не только его, но и многих других предметов мебели. Однако, превращение сундука в комод было постепенным и долгим. Для начала он чуть-чуть вырос, затем появились ножки-опоры, потом сплошной фасад превратился в открывающиеся дверцы. И наконец, в XVII веке в Италии, а позже и во Франции, появилось то, что называлось «креденца». Это был двух дверный невысокий шкаф с выдвижным ящиком — как легко видеть, до комода осталось уже совсем немного. Расположенные друг над другом выдвижные ящики — этот видовой признак присущ всем «комодообразным». Первые же настоящие комоды стали появляться в конце XVII – начале XVIII веков. А в первой половине XVIII века наступил их расцвет — комоды стали обязательными деталями парадных интерьеров эпохи рококо. Они были лёгкими и изящными. Для периода рококо были характерны волнистые фронтоны, плавные формы и утончённая, можно даже сказать изощренная, отделка: инкрустация из слоновой кости, позолоченной бронзы, перламутра, черепахи, драгоценных и полудрагоценных камней. Появляются и прочие разновидности, кроме парадных: для кабинета — комод-секретер, для будуара — комод с зеркалом. Самым модным для середины XVIII века считалось приобретение пузатого комода с узкой «талией» (иными словами, столешницей) и расходящимися от неё полукружьями боковыми стенками. Более функциональными они стали в эпоху ампира и классицизма. Тогда в жилых комнатах ещё не размещали шкафов для одежды — для них предназначались отдельные помещения. Поэтому для того набора вещей, который нужно было иметь под рукой (а это, главным образом, бельё), предназначались комоды, стоявшие в спальне. В период классицизма комодам свойственны геометрические чёткости контуров и сдержанность декора, с формой правильного параллелепипеда, а также с полуовальным либо полукруглым фасадом. Весьма популярными они были во времена бидермейера. Это и не удивительно, ведь сам стиль этот больше, чем любой другой, подразумевает интимность и мягкий домашний уют. Однако, именно это свойство создавать уют стало и источником неприятностей во время советской власти. Тогда комод переживал тяжкое время: его ругали, называя «символом мещанства», изгоняя из домов. Но время прошло, изменились взгляды. Комод снова с нами, и теперь вряд ли кому в голову придёт отказаться от того, что сочетает столько несомненных достоинств. Ведь само слово «комод» на французском языке означает «удобный», а удобство и комфорт — это именно то, к чему каждый так стремится. |
|